Развитие познавательного интереса и любознательности  осуществляется в повседневной жизни, в детском саду, на занятиях, в играх, в труде, в общении, и не требует каких-то специальных занятий. Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного заинтересованного отношения к ним (водите детей на экскурсии, прогулки, наблюдайте, сравнивайте, читайте вместе книги).

Если ребенка что-то интересует, необходимо поддерживать его интерес, склонность. Это важно для того, чтобы проявились задатки и развивались его способности. Бережно относитесь к интересам ребенка. Показателем проявления любознательности являются детские вопросы. И пик вопросов приходится на возраст 4,5 – 5, 6 лет.

Как отвечать на детские вопросы:

  1. Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
  2. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
  3. Дайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
  4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
  5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты как думаешь?»
  6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
  7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
  8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Рекомендации родителям:

  1. Чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте, обсуждайте.
  2. Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице.
  3. Выслушивайте рассуждения ребенка, не перебивая.
  4. Не говорите ответа, если ребенок ошибается, а только поправляйте его ход мысли в нужном направлении.
  5. Читайте с ребенком познавательные книги.
  6. Исследуйте различные предметы. Например, когда идете по дороге в детский сад.

    В. Шапов

    "Почему"

    Сын пришел к отцу с вопросом:

    - Папа! Папа! Вот смешно!

    Почему, скажи мне, просом

    Называется зерно?

    Почему сосед новатор?

    Что такое экскаватор?

    Почему шагает он?

    Как без спичек жили раньше

    Почему бывает дым?

    - Да отстань же ты, отстань же

    С почемучканьем своим.

    - Папа! - Сын вернулся вскоре,

    А бывал в пустыне ты?

    А приплыть в любое море

    Могут, думаешь, киты?

    Почему с ушами заяц?

    Папа, что такое грань?

    - После, некогда, отстань!

    Снова сын пришел к папаше:

    - Где луна бывает днем?

    Папа, папа, а когда же

    Мы с тобой в театр пойдем!

    А в ответ сверкнула вспышка:

    - У меня свои дела!

    И, вздохнув, побрел сынишка

    От отцовского стола.

    Почему? Когда же? Где же?

    Всякий раз ответ один.

    Постепенно стал все реже

    Беспокоить папу сын.

    Но однажды в час вечерний

    У почтенного отца

    От волненья, огорченья

    Изменился цвет лица.

    Вопрошал родитель сына:

    - Вызов в школу? Почему? Что такое?

    В чем причина? Совершенно не пойму?

    У других, посмотришь, детки

    Только радуют сердца.

    Почему твои отметки огорченье для отца?

    Почему разбил стекло ты?

    Поцарапал в школе дверь?

    Почему одни заботы

    Причиняешь мне теперь?

    Почему других ты хуже?

    В толк никак я не возьму!

    Отчего же, почему же?

    … В самом деле, почему?

    1. В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
    2. Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему  воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
    3. Уборка комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
    4. Поливка цветов (Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)  Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать  знания о растениях, способах ухода за ними.
    5. Ремонт в комнате ( Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?) Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

    Спутник / аналитика

    cnt.sputnik.ru

    Полезное

    Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
    Смотреть видео-урок

    Кто на сайте?

    Сейчас 760 гостей и 4 зарегистрированных пользователей на сайте

    Погода

    booked.net

    О персональных данных

    В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.