«Тебе бы только играть!» - часто в сердцах говорим мы ребенку, забывая или просто не думая о том, что игра для ребенка – это жизнь. Через игру он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти качества мы должны использовать, если хотим целенаправленно его чему-нибудь научить.
В чем же особенность игр со словами? Благодаря этим играм ребенок становится более внимательным к слову, а значит, и к своей речи. Он начинает видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотному письму и фонетическому чутью; он учится видеть слово во взаимодействии с другими словами, постигает образность языка, его богатство, повышая тем самым культуру устной и письменной речи.
Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку учить правила, выполнять длинные утомительные упражнения. Да и результат далеко не утешительный. В игре мы не подавляем детскую любознательность, а, напротив, даем ей простор. В какие лингвистические игры можно играть с ребенком? Вот некоторые из них.
«Начни с того же звука»
Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одного звука, например с «А», очень хорошо расширяет словарный запас ребенка.
Например:
Папа: «Абрикос»; Мама: «Аист»; Ребенок «Ананас»… и т.д.
Если ребенку трудно, подскажите ему и похвалите за повторение.
«Какой? Какая? Какие?»
Эта игра развивает образное мышление, формирует богатство речи ребенка.
Вы называете существительное женского, среднего или мужского рода и по очереди подбираете к слову эпитеты.
Например: ТРАВА. Зеленая-мягкая-шелковая-высокая-изумрудная-болотная-густая-скользкая-нежная-сухая и т.д. Побеждает тот, кто назовет последний эпитет.
«Кто это? Что это?»
Учите ребенка понимать существительные. Ребенок читает или придумывает слово и рассказывает, что это за предмет, его характеристики (вес, материал, качество поверхности, форма, из каких элементов состоит, функция). Например: ЛОПАТА – это ИНСТРУМЕНТ, чтобы КОПАТЬ землю, ТЯЖЕЛАЯ, ручка ДЕРЕВЯННАЯ, ГЛАДКАЯ, КРУГЛАЯ и т.д., При этом предложите ребенку вспомнить все жизненные ситуации, когда он сталкивается с этим предметом.